Вернуться
Зеркало в резной золоченой раме. 1770-е гг.
Зеркало в резной золоченой раме. 1770-е гг.
Название
Зеркало в резной золоченой раме.
Место создания/находки
Датировка
Материал, техника
дерево, стекло зеркальное, позолота; столярная работа, резьба, золочение
Размер
Высота 191,0; ширина 65,0 см.
Аннотация
С наступлением эпохи классицизма в России в 1770-е годы основное место в планировке парадной части усадьбы принадлежало гостиным, количество которых напрямую зависело от размеров и богатства дома. Акцентами в убранстве гостиных отныне являлись зеркала, выполняя две основные задачи. Прежде всего, они визуально расширяли пространство. Особенно эффектно данный прием проявился в анфиладной планировке – с одной или же обеих сторон анфилада завершалась зеркалами, благодаря чему создавалась иллюзия ее бесконечности. Кроме того, с помощью зеркал подчеркивалась ось симметрии интерьера. В период господства классицизма они превратились в архитектурные элементы, с помощью которых формировалась целостная художественная композиция. Крупные зеркала в резных золоченых рамах размещали в простенках над каминами или консольными столиками. Вспоминая об усадьбе своей бабушки, известный русский писатель С.Т. Аксаков отмечал: «Когда мы вошли в гостиную, то я был поражен не живописью на стенах, которой было немного, а золотыми рамами картин и богатым убранством этой комнаты <…> Особенное же внимание мое обратили на себя широкие зеркала от потолка до полу, с приставленными к ним мраморными столиками». Вместе с тем в это время популярность приобретают и стенники – осветительные приборы с зеркальной поверхностью. Отражаясь, огни их свечей удваивались и тем самым усиливали освещение.
Коллекция
Музейный номер
Номер в ГК