С наступлением эпохи классицизма в России в 1770-е годы основное место в планировке парадной части усадьбы принадлежало гостиным, количество которых напрямую зависело от размеров и богатства дома.
Акцентами в убранстве гостиных отныне являлись зеркала, выполняя две основные задачи. Прежде всего, они визуально расширяли пространство. Особенно эффектно данный прием проявился в анфиладной планировке – с одной или же обеих сторон анфилада завершалась зеркалами, благодаря чему создавалась иллюзия ее бесконечности. Кроме того, с помощью зеркал подчеркивалась ось симметрии интерьера. В период господства классицизма они превратились в архитектурные элементы, с помощью которых формировалась целостная художественная композиция. Крупные зеркала в резных золоченых рамах размещали в простенках над каминами или консольными столиками. Вспоминая об усадьбе своей бабушки, известный русский писатель С.Т. Аксаков отмечал: «Когда мы вошли в гостиную, то я был поражен не живописью на стенах, которой было немного, а золотыми рамами картин и богатым убранством этой комнаты <…> Особенное же внимание мое обратили на себя широкие зеркала от потолка до полу, с приставленными к ним мраморными столиками».
Вместе с тем в это время популярность приобретают и стенники – осветительные приборы с зеркальной поверхностью. Отражаясь, огни их свечей удваивались и тем самым усиливали освещение.