Первая четверть XVIII столетия была отмечена радикальными изменениями дворянского быта, повлиявшими на возникновение новых типов интерьера в домах знатных особ – бальной залы, туалетной комнаты, кунсткамеры (от нем. kunstkammer – кабинет редкостей).
В петровскую эпоху зеркала нередко можно было встретить именно в кунсткамерах. Освещая вопрос устройства кунсткамер, немецкий философ Готфрид Лейбниц в одном из своих писем Петру I упоминал: «Искусственные вещи могут быть в виде рисунков, моделей и копий всевозможных, удачных изобретений, металлических инструментов, подзорных труб, зеркал, стекол, часов, картин, статуй и других скульптур, моделей и разных древностей – одним словом, все то, что может наставлять и нравиться». Зеркала размещали в кабинетах редкостей, потому как в этот период они все еще продолжали оставаться «диковинками», а приобрести их по-прежнему могли лишь немногие аристократы по причине чрезвычайно высокой стоимости. Наиболее распространенной формой зеркальных рам первой четверти века являлись рамы с двумя резными волютами в верхней части. Как правило, материалом для их изготовления служила древесина махагони или ореха.