Среди портретов П.И. Жемчуговой-Шереметевой один из самых пронзительных по своему эмоциональному воздействию так называемый «Портрет в полосатом халате». Он был написан после ее смерти как своеобразный портрет-документ, основная задача которого засвидетельствовать «законнорожденность» наследника тайного брака.
В нем все подчеркнуто драматично, построено на выразительности контрастов: «тревожного» сочетания красного цвета халата с жестким ритмом черных полос, слишком большого светлого платка, зажатого в тонкой руке, трогательно маленькой головки в кружевном чепце и измененной беременностью фигуры. Взгляд ее направлен мимо зрителя, к которому прикованы глаза словно «ожившего» мраморного бюста графа Николая Петровича. Его лицо с ироничной усмешкой кажется более живым и полнокровным, чем болезненная прозрачность черт обреченной графини.
К фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре тело графини провожали лишь самые близкие друзья, среди которых был и известный архитектор Дж.Кваренги, да крепостные дворовые.
На ее надгробии была сделана надпись:
«Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь, в ней дружба обитала,
Она и в смертный час, в преданности своей,
Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней.
Какая же судьба несчастного супруга,
Сужденного влачить всю жизнь свою без друга?
Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон...»
По преданию автором эпитафии был граф Н.П.Шереметев
Кусково. К 90-летию музея-усадьбы./Сост. Л.В. Сягаева. М.: «Тритона». 2008, с. 174; Прасковья Жемчугова. Жизнь, ставшая легендой. К 250-летию со дня рождения / науч.ред. и сост. Л.В.Сягаева. М.: Издательство «Тритона». 2018, кат. 78; Преснова Н.Г. Портретное собрание графов Шереметевых. Альбом-каталог. М. 2002. С. 125, кат. 33; Аргуновы - крепостные художники Шереметевых. Каталог выставки. – М., 2005. С. 124, кат. 101; Ракина В.А. Живописец Николай Аргунов.- М., 2004. С.150, кат.19