Последняя, немая сцена в комедии «Ревизор» была очень важна для самого Гоголя. Он уделял ей очень много внимания и считал ее ключевой в понимании общего смысла комедии. Герои остаются на сцене в застывшем состоянии очень долго – «почти полторы минуты», что позволяет зрителю хорошенько рассмотреть всех по отдельности, а также получить общее впечатление от ситуации.
Автор этой сценой хочет раскрыть перед зрителем каждого героя, ведь именно в момент бездействия можно увидеть сущность каждого из них.
Сквозь череду различных событий, происходящих в пьесе не всегда можно уловить индивидуальные черты присущие героям. А немая сцена как раз и оставляет зрителя наедине с каждым героем. Этой прекрасной авторской находкой пользуются все режиссеры, которые ставят это произведение Гоголя, ведь оно также является прекрасным завершением театральной игры, позволяющей зрителю понять настроение героев, их поведение в течение всей пьесы.
"Аста Бржезицкая. Расписная фарфоровая скульптура", г. Москва. 1983 г. (указаны размеры - 57,0 х 35,0 х 29,0 см; Кавецкая С. "Фарфоровый народец" Асты Бржезицкой" - статья. "Декоративное искусство СССР" -журнал №4. 1984 г. с.44; Свирид А. "Фарфоровый театр в графской оранжерее". 1993 г.; Архив КНИВГ (коллекция Нины и Вадима Гинзбург), г. Москва; В. Свирин. "Азартное дело" - статья Б/г. кон. 1980-х гг.; "Аста Бржезицкая" Дулево Мастера Советского фарфора, г. Москва Беговая улица д.24 пом V ООО Издательство "Среди коллекционеров". 2008, с.229 (илл. часть книги № 67)