Вернуться
ПОД ГРАФСКОЙ КОРОНОЙ: Три века истории фамильного герба Шереметевых.
ПОД ГРАФСКОЙ КОРОНОЙ: Три века истории фамильного герба Шереметевых.
Аннотация
Шереметевы – один из самых знатных, славных и древних родов в истории Отечества. Борис Петрович Шереметев (1652-1719) – прославленный полководец, преуспевший на дипломатическом поприще государственный деятель, обретя первым в истории России графское достоинство, начал новую страницу в истории своего рода. Именно ему принадлежит заслуга появления фамильного герба как родового знака, символизирующего родоопределяющие понятия чести и достоинства. За три века своего существования фамильный герб претерпел существенные изменения как во внешних атрибутах, так и в символическом значении своих геральдических элементов. Первое изображение герба Шереметевых относится к 1695 г., когда был издан труд П. Терлецкого «Слава героических дел ясновельможного пана Бориса Петровича Шереметы». В этом панегерическом сочинении была помещена гравюра Л. Тарасевича с изображением шереметевского герба в виде овального барочного картуша, внутри которого помещены всего несколько геральдических элементов: два креста, два льва, или «львиные леопарды», дуб, корона и «венчик» (жемчужный венец или янтарное ожерелье). В это время на счету Б.П. Шереметева уже было два военных подвига – бой с татарами в Черной долине в 1689 г. и взятие им Карг-Керменя в 1695 г. По всей видимости, именно эти «две славные победы христианского военачальника над неверными» и получили символическое выражение в виде двух крестов под короной. С именем сына Бориса Петровича – Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) – связан второй этап в истории герба. Герб начал широко использоваться не только как родовой знак, но и как декоративный элемент, украшающий предметы быта и произведения искусства. Многочисленные гербовые изображения этого времени отличаются сложной композицией, перегрузкой дополнительными деталями и элементами, декоративностью и красочностью. В гербе оставалась неизменной главная его часть – два креста под короной и надшлемник-дуб. Внешние же части дополнились новыми элементами и получили иное изображение. Так, на многочисленных изображениях герба отныне мы видим орденские знаки, которыми награждался П.Б. Шереметев, ленту с фамильным девизом «Deus conservat omnia», графскую корону с девятью жемчужинами. Изображения герба часто дополнялись военными «трофеями», прославляющих таким образом имя первого гербовладельца. Характерно, что гербовые щитодержатели – львиные леопарды – теперь стали изображаться «вооруженными» львами, что придает всей композиции дополнительное торжественно-героическое звучание. Петр Борисович активно использовал различные вариации фамильного герба в декоративном оформлении дворцовых интерьеров Кускова, помещал изображение герба в печатные издания, прославляющие его отца Бориса Петровича. Николай Петрович Шереметев (1751-1809) придал фамильному гербу совершенно новое смысловое значение, что было связано с началом издания в 1798 году «Общего гербовника дворянских родов Российской империи», закрепляющего дворянское происхождение родов путём введения официального утверждения гербов. Герб для дворянского сословия стал еще одним способом доказать древность и знатность своего рода и, зачастую, носителем и выразителем легендарных историй о его происхождении. Что касается Шереметевых, именно в это время была создана и начала активно использоваться легенда о происхождении рода от прусских королей. Николай Петрович заимствовал легенду о прусском происхождении Гланды Камбилы у Кобылиных на основе признания их единого предка – Андрея Кобылы. а изображения крестов на щите герба стали трактоваться как кресты с герба прусского города Гданьск. И пусть польский Гданьск стал прусским Данцигом лишь в 1793 году, спустя 100 лет после возникновения шереметевского герба с его крестами на щите, данная версия его происхождения почти на 200 лет утвердилась в истории рода Шереметевых. В XIX столетии шереметевский герб продолжил получать новые художественные интерпретации, оставаясь объектом творчества для создания как бытовых предметов, так и настоящих произведений искусства внутрисемейного использования. С.Д. Шереметев (1844-1918) всю жизнь глубоко и с упоением изучал историю своего рода. Ему принадлежит немалая заслуга в увековечивании памяти предшествующих поколений рода – им написаны и опубликованы десятки трудов биографического содержания о Шереметевых. Особое трепетное и внимательное отношение сформировалось у С.Д. Шереметева и к фамильному гербу, о чем говорит активное использование его изображения на предметах различного назначения: от фаянсового семейного сервиза до личных книжных владельческих экслибрисов. Фамильный герб Шереметевых живет свою жизнь и сегодня, венчая одну из жемчужин родовой сокровищницы – усадьбу Кусково, которая своей уникальной по полноте сохранностью доказывает пророчество фамильного девиза на гербе: «Deus conservat omnia» - «Бог хранит всё».
Экспонаты выставки Отобрано: 20
Род Шереметевых. Помяните дни вечныя, разумейте лета рода родов: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе Второзак. Александра Барсукова, члена-корреспондента Общества любителей древней письменности. Книга первая [Кн. 1]. Санктпетербург,1881. 1881 — 1904.
Походная палатка фельдмаршала Б.П. Шереметева, конец XVII-начало XVIII вв.
Лоран П.Ф. (1739-1809), Неизвестный русский художник XVIII века, под руководством М.И. Махаева (1716-1770) в 1768 г. Генеральный Проспект села Кускова под Москвой, принадлежащего Его Сиятельству Графу Петру Борисовичу Шереметеву, на Север к Лабиринту представленный. 1771-1774
Стол нотный наборный. конец XVIII в. Васильев Никифор
Письма Петра Великаго писанныя к генерал-фельдмаршалу, тайному советнику, Малтийскому, С. Апостола Андрея, Белаго орла и Прусского ордена кавалеру, графу Борису Петровичу Шереметеву, по большой части собственною государевою рукою, а иные с подлинников хранящихся в Императорской кабинетской архиве списанныя, сколько оных нашлось у его сиятельства господина обер-камергера, генерал-аншефа, сенатора, орденов С. Апостола Андрея, С. Александра Невского, Белаго Орла и С. Анны кавалера, графа Петра Борисовича Шереметева, котораго желанием и старанием оныя ныне на свет изданы, и с предисловием о просхождении и о службах предков Шереметевых, особливо же о славных делах фельдмаршала графа Бориса Петровича и о потомках его. Напечатаны в Москве при Имп. унив., 1774. 1774.
Легрен (1709 -1755/57). Юнона (плафон). 1750-е гг.