Керамика Веры Филянской. К 125-летию со дня рождения
Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения ведущего художника Конаковского фаянсового завода им. М.И. Калинина Веры Григорьевны Филянской (1900–1982). Коллекция ее работ в собрании Музея керамики насчитывает более 100 предметов и дает представление о характере творчества мастера, ее роли в развитии советской керамики, формировании неповторимого облика тиражной продукции крупнейшего керамического предприятия страны.
В.Г.Филянская родом из украинского села Поповка Полтавской губернии. С детства рисовала и лепила, но профессионально работать с глиной начала в годы учебы, в мастерских Межигорского художественно-керамического техникума. Создание на продажу многочисленных нарядных глечиков (кувшинов), куманцов, свистулек по образу и подобию национальной украинской утвари привило ей любовь к народному творчеству, помогло душой почувствовать мудрую красоту обычных предметов крестьянского быта. Позже Вера Григорьевна вспоминала: «Своим руководителям-художникам я обязана тем, что они научили меня любить и ценить народное искусство». В это время были заложены основы ее художественное мышления, оказавшие большое влияние на творческий процесс всех последующих десятилетий, формирование художником собственного авторского стиля.
В 1936 году В.Г.Филянская вошла в штат Конаковской фаянсовой фабрики и сразу включилась в решение актуальной проблемы тех лет – изменения ассортимента массовой посуды для граждан. Формы должны были стать практичными, недорогими для покупателей, демонстрировать высокий художественный уровень, эстетику и идеи нового времени. Через любовь к народному письму Филянская внесла свою индивидуальную нотку в декорирование заводских изделий. Производственные ограничения, дефицит красок и глазурей, запрет на использование позолоты в декоре диктовали жесткие условия. Ее роспись тарелок и сервиза 1930-х годов служит иллюстрацией общего стремления упростить многодельность рисунков, сделать их более лаконичными при сохранении столь любимой народом декоративности. В своих работах В.Г.Филянская активно использовала механические техники декора, прежде всего, аэрограф по трафарету. В 1930-х годах художник начала применять и технику рельефа, ставшую впоследствии ее излюбленным приемом. В числе произведений этого времени особое место занимает декоративное блюдо 1939 года с портретом «певца степей», казахского поэта-акына Джамбула Джабаева. По борту блюда – фрагменты песни-импровизации, спетой во время вручения ему М.И. Калининым ордена Ленина.
В годы Великой Отечественной войны художественная жизнь на заводе ненадолго замерла, но уже в 1944 году в числе других художников В.Г. Филянская возвращается к работе по созданию тиражной посуды. Скудность материалов стимулировала фантазию и поиск средств для придания бытовым предметам большей яркости и выразительности, так необходимой людям суровых послевоенных лет. Однотонная цветная полива, неравномерно растекающаяся по рельефной поверхности предмета и рождающая множество полутонов одной гаммы, стала характерной чертой посудных форм В.Г. Филянской 1940–начала 1950-х годов (прибор для завтрака, тарелки, вазы, подставка). Художник охотно использовала новаторскую для тех лет технику подглазурной росписи (чашки с блюдцами, вазы, 1947–1951) и подглазурное крытье кобальтом (графин, 1951). К этому периоду относится и опыт создания моделей скульптуры для массового тиражирования – «Узбечка с виноградом» (1946), «Мальва» (1948), «Зимородок», «Щегленок», «Крапивница», «Девочка с куклой» (1949). Нередко скульптурные элементы В.Г. Филянская вводила и в посудные формы – пепельница с гусем (1951), коробочка «Улитка» (1950).
Но главным в творчестве В.Г.Филянской оставалась пластика посудных форм. В области формотворчества художник долгие годы была безусловным лидером. О себе она говорила: «Меня интересует больше всего сам процесс труда, к законченным своим произведениям я теряю интерес». Однако созданные ею предметы постепенно наполняли дома людей красотой, теплом и уютом. Модели посуды авторства Филянской естественны и пропорциональны, но за этой простотой скрывался большой труд, продуманность каждой детали, линии, стремление к композиционному балансу, гармонии формы и цвета. Это был период кристаллизации авторской манеры, соединивший в себе высокий профессионализм, технологическое мастерство и причудливое сплетение традиций народной украинской и русской керамики.
В росписи изделий В.Г.Филянская часто обращалась к определенным мотивам. Одна из излюбленных тем – рыбы (блюдо «Вуалехвост», комплект и блюдо «Рыбы», вазы). Расписывая предметы, художник всегда выстраивала композиции строго в соответствии с формами изделий: выделяла центральное пятно, вокруг которого ритмично чередовались цветовые и орнаментальные акценты. Наряду с рыбами В.Г.Филянская часто изображала птиц и обращалась к флористическим мотивам (блюда «Птенчики», «Удод», «Голубь» 1954). Художник мастерски выстраивала композицию рисунка, подчиняя его форме блюд с волнистым краем, построенную по аналогии с цветком ромашки – большая круглая середина и симметрично отходящие от нее лепестки. На зеркале блюд, обрамленных растительным орнаментом, изображены сидящие на ветке птицы, по борту, на «лепестках» – стилизованные растительные орнаменты в резервах, тяготеющие к народной росписи. Мазок легкий, иногда почти прозрачный, что придает произведению особую живописность.
В.Г.Филянская приняла участие и в работе по совершенствованию советской сувенирной продукции, формальный подход к которой особенно остро дал о себе знать накануне проведения в Москве в 1957 году Всемирного фестиваля молодежи и студентов. После его завершения вопрос о повышении уровня тиражной сувенирной продукции встал на повестку дня, и художники Конаковского завода включились в работу. Многие произведения В.Г. Филянской можно отнести к разряду сувениров – небольшие вазочки (1951), кружка «Шутиха» (1954), а кувшинчик-сувенир, по форме и росписи напоминающий украинский глечик, был создан художником сразу после Фестиваля в 1958 году, стал популярным и долго тиражировался.
Творческие принципы В.Г.Филянской, окончательно сформировавшиеся к середине 1950-х, на протяжении 1960-х годов в меньшей степени подверглись изменениям, чем творчество других художников Конаковского завода. К этому периоду относятся лучшие произведения художницы, некоторые из которых – блюда «Голубь» и «Удод» (1954), прибор для воды и кофейный сервиз (1957) – были представлены на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году и удостоены золотых медалей. Роспись блюд оставалась по-народному декоративной, а язык форм, сохраняя национальный колорит, сделался более современным, «немногословным», строгим и чистым по пропорциям, вплотную приблизившись к тому, что принято называть производственным дизайном. Большое число работ этого периода Филянская выполняла в технике майолики, в которой, по словам автора, ее притягивал «цвет глазури и те возможности, которые она в себе таит» (вазочка для фруктов, комплект «Народный», ваза и блюдо «Кактусы» и другие).
Вера Григорьевна Филянская прожила долгую и непростую жизнь, целиком посвятив ее работе над посудными и декоративными формами для массового тиражирования на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И. Калинина. В наши дни их можно встретить в разных уголках России, зачастую не подписанные автором, но хорошо узнаваемые. В.Г.Филянская всегда оставалась верной своим художественным принципам, которые были органичной частью общей тенденции в искусстве, его тесной связи с национальными традициями. Опираясь на природное чутье, хорошо понимая саму суть народного, она создала свой неповторимый стиль. Бескорыстно делясь опытом и умением с коллегами, В.Г.Филянская оставила после себя многочисленных последователей своего таланта. Ее достижения имели немаловажное значение для развития завода в целом, для которого роспись «агашкой» с конца 1960-х стала своего рода «фирменном знаком». В 1966 году В.Г.Филянская была награждена орденом Ленина за свой тридцатилетий труд, внесший значимый вклад в советскую художественную керамику.
Читать далее