Вернуться
Инна Лясс. В традициях Серебряного века
Инна Лясс. В традициях Серебряного века
Аннотация
Выставка посвящена творчеству известного художника советского декоративно-прикладного искусства, видного представителя московской школы художественной керамики Инны Ефремовны Лясс (1927–2004). Монографическая коллекция работ мастера в собрании Музея дает развернутое представление о характере ее творчества и основных направлениях деятельности – проектировании образцов тиражной продукции и создании тонкого, самобытного стиля авторского керамики. С 1946 года И.Е. Лясс училась в Московском институте прикладного и декоративного искусства, расформированного в 1952 г. и вошедшего в состав Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, где в 1953 году И.Е. Лясс защитила диплом по специальности художественной обработки стекла и пластических масс. Именно со стеклом она намеревалась связать свою жизнь, и в собрании Музея хранится единственная известная работа художника из этого материала – ваза 1957 г., выполненная на Гусевском хрустальном заводе в комбинированной технике с декором мельхиор. Одновременно И.Е. Лясс пробовала свои силы и в керамике, которая в итоге стала главной в творчестве художника. С середины 1950-х гг. И.Е. Лясс начала работать в области формообразования в мастерской Потылихи – Скульптурно-художественной фабрике № 1, будущем Экспериментальном творческо-производственном комбинате в г. Москве (ЭТПК). В эпоху «хрущевской оттепели» создание новых образцов посуды было крайне актуальным в связи с реализацией государством программы быстрого строительства массового жилья по всей стране. Утвержденный индустриальный стиль, экономически оправданный, но внешне скупой, «без излишеств» обеднял быт горожан. Керамике как наиболее доступному и практичному материалу отводилась роль добавления живых ноток в эстетически «сухие» интерьеры новых квартир. Авторские посудные формы И.Е. Лясс 1958–1979 гг.: комплект «Серые», сервиз «Дачный», детский сервиз «Железная дорога», декоративные комплекты и отдельные предметы наглядно демонстрируют эволюцию отношения художника к свойствам материала, менявшегося в унисон с общими тенденциями – избавления от избыточной декоративности в пользу простоты и лаконичности, выявляющих природную красоту глины. Некоторые из авторских моделей посуды стали основой для создания художником упрощенных по форме и росписи эталонов тиражной продукции на Гжельском керамическом заводе, с которым И.Е. Лясс сотрудничала с конца 1950-х гг. на протяжении 30 лет. И.Е. Лясс не имела собственной мастерской и воплощала свои замыслы в составе творческих групп на Потылихе-ЭТПК, иногда выполняя работы на заказ, как, например, вазу «Театр». Небольшие эскизы к ней – тарелка и два пласта – выразительно иллюстрируют сам творческий процесс, поиск художником окончательного образного решения, наиболее удачных сочетаний формы и цвета. И.Е. Лясс редко покидала московский регион, но в 1980 г. ей представилась возможность поработать вместе с прибалтийскими мастерами в знаменитом Доме творчества им. Т. Залькална в Дзинтари (г. Юрмала Латвийской ССР). Созданные произведения – композиция «Он и Она», блюдо «Грузинские керамисты в Дзинтари» – выделяются среди прочих работ И.Е Лясс по стилю и колориту, сдержанному, почти монохромному, характерному для прибалтийской керамической школы. Коллекция произведений И.Е. Лясс отличается цельностью. Даже посудные формы несут в себе индивидуальные черты авторского стиля и мировоззрения художника, что не случайно, поскольку, каждая вещь, по словам автора, должна быть «вне интерьера» и наполнена «внутренним смыслом». В творчестве И.Е. Лясс четко прослеживаются параллели с лучшими достижениями мастеров прошлого. У керамистов Древней Греции она позаимствовала идею следования природным формам для создания грациозных по своим пропорциям сосудов (блюда «Вазы», «Натюрморт», вазы). Философия и искусство Ренессанса привлекли ее особым вниманием к человеческой личности. И.Е. Лясс следовала характерным для итальянской майолики формам и композиционному строю (кубок «Девочка с птицей», блюдо с изображением женщины с сосудом в руках), привнося в сюжет символы-иносказания, что сближает творчество И.Е. Лясс с русским символизмом рубежа XIX–XX вв. Современники часто называли И.Е. Лясс художницей Серебряного века, времени одновременно прекрасного и тревожного, когда социальная гроза уже была на подступе, умы людей были наполнены тоской по ускользающей гармонии бытия, а философ и мистик В.С. Соловьев мечтал о всеобщем единении. Но если в начале века царило лишь предчувствие катастрофы, для И.Е. Лясс и ее семьи крушение общественных и семейных устоев стало реальностью. Потеря отца в годы репрессий, когда девочке было всего 11 лет, голод в осажденной Москве, невзгоды послевоенного времени, все это нашло отражение в работах И.Е. Лясс. Но, несмотря на весь драматизм происходящего, художник делится своими переживаниями предельно тактично, стремясь посредством символов, гармонии ритма и цвета «удержать» нравственную чистоту и цельность мира. Образы женщин доминируют во многих ее произведениях. В понимании художника идеальная женщина в любой ситуации должна сохранять благородство и чувство собственного достоинства (пласт «Строгий взгляд») и даже в минуты тяжелых бедствий, как, например, землетрясение в Спитаке 7 декабря 1988 г., оставаться прочным фундаментом для семьи и всего народа (блюдо «Армения»). Среди сюжетов в работах И.Е. Лясс часто можно встретить светлый с оттенком печали образ женщины с двумя девочками-сестрами (блюдо «Материнство», «Три поколения»). А в композиции блюда «Моя биография» художник включила свой автопортрет и фигуру мужчины, своего отца, уходящего вдаль, к горизонту. Сложное чувство беззащитности и одновременно надежды найти опору и поддержку выразилось и в очень редком для советского декоративно-прикладного искусства 1960-х гг. случае использования в обычном бытовом сюжете иконографии знаменитой «Пресвятой Троицы» Андрея Рублева (пласт «Гости»). Идея соединения земного и небесного, присутствия незримого божественного начала в повседневной жизни людей вновь невольно отсылает к «богоискательству» мыслителей Серебряного века, размышлениям В.С. Соловьева о единении человека с Богом, его теории о «Богочеловечестве». Но если в начале века двадцатого задумывались о сохранении тающего на глазах порядка, то ведущей идеей творчества И.Е. Лясс стало восстановление утраченного. По мнению автора, только сам человек способен достичь этого, но не в одиночку, а в содружестве с другими, прежде всего, со своей семьей. И.Е. Лясс «исследует» разные стороны семейной жизни: зарождение чувства (блюдо «Полет»), поиск точек соприкосновения и распределения ролей в семье (композиция «Он и Она»), построение уютного домашнего очага (блюдо «Зима»), рождение детей и их совместное воспитание (блюдо «Материнство», пласт «Сбор фруктов», сосуд «Прогулка») и, наконец, достижение главной цели – идеальной гармонии во взаимоотношениях с уважениям к традициям и преемственностью поколений (блюда «Большая семья» и «Праздничный стол»).