Вернуться
Художественные эксперименты Бориса Федорова. К 75-летию Мастера
Художественные эксперименты Бориса Федорова. К 75-летию Мастера
Аннотация
Выставка приурочена к 75-летию со дня рождения Бориса Владимировича Федорова (1948—2014) — классика отечественного художественного стеклоделия конца ХХ — начала XXI вв. — и знакомит с творческими экспериментами мастера, посвятившего более трех десятилетий декоративно-прикладному искусству. В коллекции Музея керамики хранится одиннадцать декоративных композиций и самостоятельных произведений из стекла и более двухсот графических листов автора, которые знакомят с яркой индивидуальностью художника и представляют его оригинальную творческую манеру. После окончания обучения на кафедре стекла и керамики в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище Борис Федоров был приглашен художником на Дятьковский хрустальный завод. Уже в первые годы автор показал себя неутомимым экспериментатором, увлеченным поисками новых способов работы со стеклом, художником-исследователем визуальных и пластических свойств материала. Его мало привлекало проектирование посудных форм, но занимало воплощение собственных идей в открывающем невероятные возможности стекле при использовании оригинальных способов работы. Постепенно Б. Федоров ушел от проектирования функциональных предметов и обратился к созданию объемно-пространственных и пластических объектов, наделенных образным и смысловым звучанием. Подобные устремления соотносились с общехудожественными тенденциями в развитии декоративного искусства в 1970 — 1980-х годов и авторским направлением в стеклоделии, когда работы утратили прикладное значение и перешли в область искусств, стали формами художественного высказывания, отражающими индивидуальные манеры художников. С 1981 года Б. Федоров продолжил работу в качестве главного художника на тверском заводе «Калининстекло», с 1991 года — на предприятии «Тверис», после являлся независимым художником. В течении этих десятилетий оформилась узнаваемый почерк автора. Его прежде всего отличает оригинальность идей, заложенных в основу произведений, и великолепное знание материала. «Всё меньше желания передавать внешне видимое, литературное, доступное непосредственному впечатлению, всё больше стремления к свободе собственных ощущений от окружающего мира и бытия, к их прямому переводу в пластику материала, будь то графика, живопись и особенно стекло», - так Б. Федоров объяснял свои работы. Хранящиеся в собрании музея произведения наглядно демонстрируют новый взгляд на стекло и нестандартность авторского подхода. Для всех предметов характерно особое внимание к фактуре, смешение различных техник, обращение пороков в особенности и декоративные эффекты материала. «Сама «дикая» форма стекла, — пишет автор, подсказывает мне, что в ней скрыто. Я стремлюсь приблизить ее к природной форме, дать ей прозвучать во всей полноте своего художественного бытия». Идеи, заложенные художником, не спорят с материалом, но напротив — дополняют и преобразуют стекло в образ-символ. Благодаря такому «непротивлению» материи, каждое произведение предлагает обратиться к ее неожиданным визуальным особенностям. Так, декоративная композиция «Киммерия» создает иллюзию природной естественной формы или заставляет нас вспомнить архаичное стекло. При ее создании, Федоров использует объемные, неправильной формы куски матового полупрозрачного стекла, которые дополняет резьбой, придавая сходство с естественными камнями словно отшлифованными водой и ветром. Композиция «Реликты» напоминает древние ископаемые организмы, в которой формы предметов сложны, тщательно проработаны, но в тоже время условны. Их поверхность матирована и вызывает ассоциации с органическими объектами. В декоративной скульптуре «Плач Пенелопы» художник запечатлевает капельку-слезу в толще объемной скульптуры, используя собственный технологический прием для создания этого эффекта. Таким образом, произведения Бориса Федорова соединяется идейный замысел, сопряженный с импровизацией и стремлением к свободному эксперименту со способами работы. Многое в творчестве Б. Федорова объясняют его графические произведения. В многочисленных фигуративных и абстрактных вариациях можно найти его размышления о мироздании, природе, внутренних ощущениях. Среди хранящихся в коллекции музея работ представлены разнообразные эскизы и наброски стеклянных объектов, что дает возможность проследить за развитием авторской мысли, формированием идеи и последующим ее воплощением. Творчество Бориса Федорова стало значимым явлением в отечественном декоративном и прикладном искусстве рубежа ХХ — ХХI веков и позволяет на его примере рассмотреть развитие авторского направления в художественном стеклоделии России.