Вернуться
Наследник славы родовой. Граф Николай Петрович Шереметев
Наследник славы родовой. Граф Николай Петрович Шереметев
Аннотация
Выставка «Наследник славы родовой» посвящена личности, месту в истории и образу в искусстве графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809). Среди громких фамилий, составляющих славу и гордость Отечества, его имя занимает особое место как крупнейшего государственного, общественного и культурного деятеля России XVIII века. Внук сподвижника Петра I, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, единственный наследник блистательного вельможи екатерининской эпохи графа Петра Борисовича, граф Николай Петрович Шереметев по уровню своего образования, государственного и финансового положения является знаковой фигурой в российской истории. Николай Петрович родился 28 июня 1751 года в Санкт-Петербурге в Фонтанном доме Шереметевых. Его матерью была Варвара Алексеевна Шереметева, урожденная княжна Черкасская - единственная дочь канцлера А.М.Черкасского, камер-фрейлина и статс-дама при дворе Елизаветы Петровны. С детских лет Николай Петрович был близок Великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I, делил с ним игры и забавы. Юношей участвовал в играх, маскарадах, любительских спектаклях при дворе. Получив традиционное домашнее образование, Н.П.Шереметев завершил его заграничным путешествием. В 1769-1773гг. посетил Голландию, Англию, Францию, Швейцарию, Германию. Знакомство с историей и культурой этих стран, лекции в Лейденском университете, уроки игры на виолончели у педагога парижской Королевской Академии музыки Ивара позволяли Н.П.Шереметеву прекрасно разбираться в европейской экономике, политике, искусстве. Записанный с детства в Преображенский полк, граф Николай Петрович прошел путь сержанта, прапорщика, поручика и в 1768 году был переведен на придворную службу камер-юнкером. Екатерина II старалась привлечь графа к делам государственного управления. В 1775 г. Николай Петрович был пожалован камергером, в течение десяти лет служил директором Московского Дворянского банка (1777 - 1786 гг.), был избран в 1784 г. предводителем Московского Уездного дворянства, с 1786 по 1794 гг. - сенатор, тайный советник. По воцарении Павла I граф Шереметев становится обер-гофмаршалом (1796), командором мальтийского ордена (1797), обер-камергером (1798), назначается директором над театральными зрелищами (1799). В 1800 году выходит в отставку. За государственные заслуги гр. Н.П.Шереметев награжден орденами: польскими Белого Орла и св. Станислава, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного, св. Анны, Большим Командорским мальтийским крестом, французским св. Лазаря. Сам же граф Николай Петрович главным делом своей жизни считал служение искусству - театру и музыке. Он прославился как меценат, собиратель художественных коллекций, владелец одного из лучших крепостных театров России. Выставка представляет графа Николая Петровича как истинного сына эпохи Просвещения. «Друг муз и мирных удовольствий», по словам поэта П.Бартенева, Н.П.Шереметев наследовал не только древнее имя и состояние, продолжил знаменитый род, но и прославил его делами на благо Отечества. Среди экспонатов выставки главное место занимают портреты представителей трех поколений рода Шереметевых от фельдмаршала и первого графа Бориса Петровича до «наследника славы родовой». Граф Николай Петрович запечатлен в разном возрасте: в детстве – работы крепостного художника И.Аргунова, восемнадцатилетним молодым человеком, созданным французом Н.-Б. Делапьером перед большим европейским путешествием, зрелым государственным деятелем, увековеченным кистью С. Тончи. Особого внимания заслуживает «Портрет Н.П. Шереметева в «мальтийском уборе», написанный по заказу графа английским художником Д. Аткинсоном в 1801 г. В сложных родственных связях графского рода поможет разобраться представленное на выставке «Генеалогическое древо Шереметевых» (копия с оригинала, хранящегося в Государственном Эрмитаже). Разносторонне образованный, Н.П.Шереметев обладал музыкальным дарованием и неплохо играл на виолончели, значительно усовершенствовав свое мастерство уроками у лучшего виолончелиста Гранд Опера в Париже – Ивара. «Главнейшей страсти его во всю жизнь» - музыке, – долго служил представленный на выставке октетный стол с пюпитрами для восьми музыкантов (Россия, кон. XYIII века). Это редчайший предмет из немногих сохранившихся и непосредственно принадлежавших графу Николаю Петровичу. Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XYIII века. Театр для графа Николая Шереметева не был модной забавой. Он являлся частью жизни, духовной потребностью, возможностью выразить себя. Представленные на выставке портреты, чертежи, реквизиты, эскизы декораций рассказывают об актерах кусковского театра, его строительстве и репертуаре. История шереметевского театра непосредственным образом связана с творческой и личной судьбой примы крепостной труппы - Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой (1768 - 1803) – будущей жены Н.П.Шереметева. Дар драматической актрисы и красота ее голоса позволяли ей с неизменным успехом выступать в самых разнообразных пьесах шереметевского репертуара. Символичен ее портрет в роли Элианы оперы А.-Э.Гретри «Самнитские браки», в которой особенно ярко проявился ее талант трагической актрисы. Другие ее портреты раскрывают важные изменения в ее судьбе. Возлюбленная графа Николая Петровича на протяжении семнадцати лет, Прасковья Жемчугова в 1798г. получила «вольную». Три года спустя они тайно обвенчались в Москве с благословения митрополита Платона в присутствии четырех свидетелей. 23 февраля 1803 г., спустя три недели после рождения сына Дмитрия, Прасковья Ивановна скончалась от туберкулеза. О своем бракосочетании граф объявил на следующий день, заручившись соизволением императора Александра Павловича. Таким образом, Дмитрий был признан единственным законным наследником графа Николая Петровича Шереметева. Портреты выставки представляют его как в младенческом возрасте, так и молодым кавалергардом. Интересны и редко экспонируемые миниатюрные портреты Николая Петровича и малолетнего Дмитрия Шереметева работы Т.Водо. Заслуживает внимания «Завещательное письмо графа Николая Петровича Шереметева» к сыну, опубликованное внуком графа Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1896 г. Экспонаты выставки рассказывают и о благотворительных начинаниях Н.П.Шереметева. Граф не жалел средств на возведение храмов и устройство богаделен. Апофеоз благотворительной деятельности Н.П.Шереметева – строительство Странноприимного дома (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) в Москве, посвященного им памяти своей жены П.И.Шереметевой. На гравированном портрете с оригинала В.Л.Боровиковского граф Н.П.Шереметев указывает на Странноприимный дом «для призрения бедных, старых и немочных», за который граф был награжден последним орденом св. Владимира. Согласно воле Н.П.Шереметева открытие Странноприимного дома должно было состояться 23 февраля – в день кончины его супруги. Однако открытие состоялось только 28 июня 1810 года – в день рождения самого Николая Петровича. Но учредителю не суждено было увидеть этих торжеств – 2 января 1809 года его не стало.