Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения Бориса Александровича Смирнова (1903—1986) — художника, архитектора, дизайнера, графика, иллюстратора, фотографа, педагога, публициста и пионера советского стеклоделия.
Начав свой творческий путь в 1920-х годах как архитектор, в 1930-х Б.А Смирнов обратился к проектированию промышленных и общественных интерьеров, предметов мебели для кинотеатров и больниц, выполнял иллюстрации для журналов «Чиж» и «Ёж». В годы Великой Отечественной войны занимался маскировкой военных и гражданских объектов.
В 1948 году Б.А. Смирнов был направлен Союзом художников на Ленинградский завод художественного стекла и приступил к работе над созданием малотиражных бытовых и декоративных изделий. Знакомство с новым для него материалом определило не только дальнейшее развитие творческой деятельности автора, но сыграло важную роль в эволюции отечественного художественного стеклоделия.
Работая с опытными мастерами-исполнителями, в течение нескольких лет художник активно экспериментировал с разнообразными приемами декорирования и пластическими возможностями стекла, обращался к лучшим образцам художественного стеклоделия прошлых эпох, постигая специфику материала. Первые произведения автора стали поисками оптимальных решений в создании утилитарных предметов и отличаются невероятным многообразием форм, приемов и способов работы.
Интересным примером изделий этого периода является декоративная ваза «Кони». В ней Б.А. Смирнов смело интерпретировал привычную форму функционального предмета, наделив ее декоративной образностью, и дополнил это решение «рисованием гранью» - методом нанесения традиционной геометрической резьбы в соответствии с задуманным изображением. Другим примечательным образцом авторского подхода в проектировании изделий служит кувшин «Соколик». Он отличается лаконичностью формы, четкими выверенными пропорциями и характерным силуэтом. Это придает ему сходство с обликом горделивой птицы, без каких-либо признаков натурализма и использования лишних деталей.
В конце 1950-х годов Б.А. Смирнов обратился к поискам новых средств художественной выразительности и исследованию свойств прозрачности стекла. Это увлечение художник описывает так: «… В моих поисках нового помогла прозрачность стекла, его просматриваемость открыла такие дали и глубины изобразительности, что стала генеральной линией моего творчества…» В коллекции музея особого внимания заслуживает декоративная композиция «Стеклодувы», посвященная труду его коллег–мастеров. Произведение состоит из трех лаконичных форм-сосудов из бесцветного стекла, декорированных стилизованными изображениями стеклодувов. При расстановке этих форм создается иллюзия пространственной многоплановой композиции. Развивая жанровый сюжет, автор сохранил функциональный характер сосудов, однако стремление к станково-декоративному принципу выражения идеи в этом произведении стало преобладающим.
Смелые эксперименты и интерес к ассоциативно-образным решениям, привели в 1965 году Б.А. Смирнова к созданию исключительно декоративного произведения «Пара чая» - скульптурного натюрморта из цветного стекла. Эта работа стала предметом многочисленных споров и дискуссий на предмет правомерности существования в стеклоделии антифункциональных форм. В критике она получила название «чайник с запаянным носиком» и является знаковым произведением второй половины ХХ века, обозначившим появление нового исключительно декоративного направления в художественном стекле. Созданию стеклянного натюрморта предшествовал керамический. Его представление не было столь резонансным, однако безусловно отражало авторское понимание назначения и роли декоративных композиций, которые прежде всего для Б.А. Смирнова являлись отражением авторского замысла, а не предметом функции. Создавались для красоты, а не пользы.
Положив в основу своих произведений идею, в последующие годы Б.А. Смирнов продолжил поиски в области метафорических высказываний. В 1967 году художником был создан грандиозный по своему замыслу и масштабу декоративный ансамбль «Праздничный стол» - пример яркой художественной интерпретации идеи эстетического переосмысления традиций народного стеклоделия и народной праздничной культуры. Его главной целью, как писал автор, являлось «… создание в душе человека веселого и радостного настроения праздника».
Кроме стекла, хотя с конца 1940-х годов работа с этим материалом стала приоритетной в творчестве автора, Б.А. Смирнов выполнял произведения в керамике, работал в графике. Его рисунки – дневник размышлений и наблюдений художника. Среди них натюрморты, пейзажи, эскизы к будущим стеклянным и керамическим произведениям. Их отличает любовь к ярким сочным краскам, подчеркнуто цветовое решение листа, ясность построения пространства.
Творчество Б.А. Смирнова оказало влияние на все последующие поколения художников по стеклу и в целом стало значимым явлением в отечественном декоративном и прикладном искусстве.
Борис Александрович Смирнов
1.03.1903 родился в Петербурге
1920 поступил в Горный институт, перешел в Институт инженеров путей сообщения и одновременно начал учебу в Петроградских высших государственных художественно-технических мастерских (с 1922 - ВХУТЕИН)
1927 получил диплом ВХУТЕИНа и начал самостоятельную профессиональную деятельность
1933-1941 работал графиком, проектировщиком мебели и интерьеров
1941-1945 служил в звании инженера-капитана в штабе Балтийского флота, занимался маскировкой кораблей, артиллерийских батарей, военных и гражданских объектов Ленинграда
1946-1948 преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
1946-1969 руководил лабораторией научно-технической эстетики Государственного оптического института им. С.И. Вавилова
С 1948 работал в области художественного стекла и художественного конструирования предметов. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом
1952-1963 преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной
1969 награжден званием Заслуженного художника РСФСР
1979 награжден Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина за создание серийных и уникальных изделий из хрусталя на ЛЗХС
Читать далее