В собрании музея находится одна из лучших коллекций российской майолики 1890–1910 гг., в нее входят разнообразные изделия: блюда, тарелки, вазы, пепельницы, изразцы и изразцовые панно, скульптура. Среди них редкие произведения, выполненные гениальным живописцем, графиком, скульптором М.А. Врубелем (1856-1910). Он создал совершенно неповторимую керамику, отличающуюся новыми формами, росписью, подходом к материалу. Изделия сделаны самим художником или мастерами по его эскизам или моделям.
Майолика I пол.1890–х гг. была выполнена М.А. Врубелем в подмосковной усадьбе Абрамцево, которую приобрели в 1870 г. у дочери известного писателя и славянофила С.Т. Аксакова (1791-1839) успешный московский предприниматель и меценат С.И. Мамонтов (1841-1918) и его жена Е.Г. Мамонтова (1847-1908) Гончарная мастерская была основана поздней осенью 1889 г. С самого начала в ней над изготовлением моделей, эскизов для производства изразцов работали: Андрей Савич Мамонтов (1869-1891), второй сын С.И. Мамонтова, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, начинающий технолог- керамист П.К. Ваулин и художник М.А. Врубель. В гончарной мастерской также «пробовали свои силы» В.А. Серов, Е.Д. и В.Д. Поленовы, В.М. Васнецов, К.А. Коровин. Современники отмечали увлеченность участников «артистического кружка» и необычайный душевный подъем в их работе.
В майолике Врубель открывает богатейшие декоративные возможности и неслучайно именует себя «мастером изразцовых и терракотовых декораций». В собрании музея находится декоративное панно (часть зеркала камина «Лебедь»), выполненное по эскизу М.А. Врубеля и К.А. Коровина (1861-1939) в 1892 г. для флигеля–мастерской московского дома Мамонтовых (Садово-Спасская, дом 6). На прямоугольном панно исполнены стилизованные цветы на длинных, ритмически изгибающихся стеблях в лиловых, сиреневых, зеленоватых тонах. Изображения, цвет и орнамент позволяют отнести его к изделиям раннего московского модерна.
Две необычных вазы из собрания были изготовлены в I пол 1890-х гг. Первая ваза по форме близка к народным изделиям, тулово плавно переходит в ручки с рельефным лепным растительным орнаментом. Другая ваза имеет матовую темно-зеленую поверхность. Цвет, форма, рельефные детали представленных ваз словно созданы самой природой. Вазы необычны для своего времени, их силуэты причудливы и изменчивы.
В 1896 г. С.И. Мамонтов переводит гончарную мастерскую из усадьбы Абрамцево поближе к Москве (в район Нижней Масловки). Дом-мастерскую и заводские строения создают под руководством молодого архитектора И. Е. Бондаренко (1870-1947). Предприятие получает называние: «Абрамцево. Керамико-художественная гончарная мастерская», так подчеркивается преемственность с усадебным производством.
Поэтическому восприятию Врубеля была свойственная доходящая до обожествления любовь к зримой, чувственной красоте природы. Одним из его любимых элементов в орнаменте становится изображение василька. Эскиз изразца с васильком был создан М.А. Врубелем в I пол.1890-х гг. В собрании музея находится квадратный изразец с подобным изображением и маркой: «БИМ» (ее можно прочесть как «Бутырская изразцовая мастерская»). Поэтому данный изразец был выполнен во II пол.1890-х гг.
Шедевром музейного собрания, безусловно, является ваза с изображением зеленой лягушки II пол.1890 гг. Ваза покрыта поливами в: голубых, бирюзовых, зеленых, сиреневых тонах, что создает ощущение прохлады. Сказочный оттенок изделию придает миниатюрное изображение лягушки. На ее дне дана овальная марка мастерской
К известным произведениям М.А. Врубеля относится ваза, получившая название «Сирены». Тулово ее напоминает форму старинной ладьи, а рельефные изображения женских голов в кокошниках - архаичный образ птицы Сирин. Роспись вазы в золотисто-розоватых тонах выполнена в технике восстановительного обжига, который был разработан технологом-керамистом П.К. Ваулиным в конце 1899 г. Изделие датируется 1899-1900 гг. Майоликовые произведения, созданные Врубелем в 1898-1900 гг. для экспозиции Кустарного павильона русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 г, получают. международное признание: художника награждают золотой медалью как автора.
К этому же времени можно отнести экземпляр скульптуры «Девушка в венке» с монограммой «М и В» из собрания музея. В произведениях Врубеля реальность и фантазия переплетены между собой. Он мог повторить за М.Ю. Лермонтовым:
«В своем уме я создал мир иной
И образов иных существованье.
Я цепью их связал между собой.
Я дал им жизнь, но не дал им названье»
«Мир» образов художника романтичен и условен, он обращен к зрителю своим величием, своей нарядной красотою, но и своей тайной. Завораживающее впечатление производит сложно-разработанный цвет экземпляра «Девушка в венке», состоящий из лилового, черного, синего с золотистым оттенком. Черты лица скульптуры напоминают Н.И. Забелу (1868-1913), знаменитую певицу и жену М.А. Врубеля. Современники писали, что художнику «удавались» женские образы, они оставались до конца не разгаданными. Русские поэты-символисты считали М.А. Врубеля идеалом творческой личности. В.Я. Брюсов писал: «Где нет недосказанности чувств, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником».
Рядом с М.А. Врубелем на заводе С.И. Мамонтова работал в 1898-1900 гг. замечательный живописец, график, театральный художник А. Я. Головин (1863-1930). Подлинными шедеврами собрания музея являются декоративные блюдо и пласт, датируемые 1899-1900 гг. На темно - синем фоне блюда создан полихромный стилизованный букет. Он составлен из двух крупных цветов, похожих на чертополох, и двух круглых с акцентированным центром. Пласт из собрания музея сделан А.Я. Головиным в технике восстановительного обжига. В центре, на цветущей ветке художник поместил сказочную птицу. Ее образ на ветви дерева выбран не случайно, потому что он является одним из самых важных в крестьянской мифологии, своими корнями уходящий в глубину языческих верований. В славянской мифологии птица (пава) на ветке символизирует вечность природы. Крупные элементы в росписи дробятся, словно рассыпаются на более мелкие, одна деталь композиции незаметно «переходит» в другую. Здесь ярко проявилось то, о чем писал С.П. Дягилев: «У Головина всегда преобладал фантастический и причудливый элемент». Представленные произведения дают возможность почувствовать колористический дар Головина, что отмечали современники художника. Подобные изделия А.Я. Головина получили серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 г.
А.Я. Головин пристально изучал изделия кустарного искусства России. Он в совершенстве овладел его формами, тематическим богатством образов современного крестьянского искусства. В собрании музея находится подобный уникальный кувшин, выполненный Головиным в 1899-1900 г. Изделие имеет необычную ручку в виде листа папоротника, вверху заканчивающуюся головой змеи. В братинах, ковшах и декоративных блюдах А.Я. Головина подчеркнута рукотворность изделий, придающая им при затейливости рисунка и гармонии насыщенных цветовых пятен «архаизированную стилистику». В русской экспозиции Международной выставки в Париже 1900 г. произведения художников «мамонтовского кружка» составляли с современными кустарными изделиями единый комплекс, являясь двумя ветвями национального направления в искусстве России.
Читать далее