Вернуться
Неувядающий букет
Неувядающий букет
Аннотация
Выставка произведений из собрания Музея керамики посвящена одной из главных и любимых тем в искусстве отечественного фарфора – изображению цветов. Художники на протяжении столетий по-разному воплощали бесконечно разнообразные природные формы представителей царства Флоры, сохранив на века их неувядающую прелесть в букетах, гирляндах и орнаментах. К популярным мотивам декора на русском фарфоре 2-й половины XVIII века относятся «немецкие цветы» – особый тип цветочной росписи, сложившийся на Мейсенской мануфактуре около 1745 года. Изображения букетов с крупным цветком розы, тюльпана, махрового мака или астры и отдельных мелких цветущих веточек украшали предметы столовой и десертной посуды Императорского фарфорового завода, служившей для вседневного обихода при Дворе. В конце XVIII века, в эпоху Просвещения и увлечения разного рода энциклопедиями, появилась еще одна линия в изображении цветов на фарфоре, не исчезнувшая и в XIX столетии – «ботанические натюрморты». Мастера русских заводов Гарднера, Юсупова и Попова сухо, но очень точно воспроизводили на тарелках строение различных видов растений: цветы или ветки с ягодами изображены на них натуралистично, но изолированно от внешней среды, как на листах ботанических атласов. Высоким исполнительским мастерством и художественной законченностью отличаются натюрморты из цветов и фруктов на фарфоре, созданные художниками Императорского завода в 1830–1860-е годы. Широкую известность в качестве ведущего мастера цветочной живописи получил художник Федор Иванович Красовский, среди уникальных работ которого – пласт с изображением букета с птичьим гнездом. Подобная манера росписи требовала не только большого мастерства от исполнителя, но и была очень сложна в техническом отношении, она предполагала кропотливый и длительный подбор керамических красок и освоение способов их смешения. Поэтому на большинстве фарфоровых заводов чаще применяли другую манеру росписи цветочных букетов, более декоративную и менее сложную по технике исполнения, основу которой составляла традиционная цветовая гамма более простых в использовании красок. Такую роспись можно увидеть на изделиях 1-й трети XIX века заводов Батенина и Гжели. Особой цветовой насыщенностью и декоративностью выделяются предметы из фарфора, созданные в стиле второго рококо, расцвет которого пришелся на 2-ю треть XIX столетия. Неповторимые и красочные композиции из цветочных букетов и гирлянд вместе с цветными фонами и золочеными орнаментами в изобилии украшают предметы этого времени. Прекрасными образцами таких произведений служат сухарницы завода Попова. В росписи фарфоровых изделий рубежа XIX-ХХ веков использованы выразительные возможности подглазурных красок, которые во время высокотемпературного обжига не сгорают, а приобретают некоторую блеклость и размытость тона, что соответствует стилистике модерна. Роспись строится на тончайших нюансах нежных оттенков всего нескольких основных красок. На выбор цветов для рисунков и стиль их изображения оказало большое влияние японское искусство. Вместо традиционных пестрых букетов и гирлянд на вазах эпохи модерна изображены отдельные цветы или цветущие ветки, подчеркнута прелесть каждого цветка, его выразительный силуэт и красота линий, что так ценилось в работах японских художников. К ярким примерам произведения в стиле модерн относится ваза «Мальвы» Императорского фарфорового завода. Художники ХХ столетия в изображении цветов продолжали и развивали традиции старых мастеров. Несмотря на многообразие творческих интересов, темпераментов и художественных направлений, кисть многих авторов коснулась этой темы, выписывая на белоснежной поверхности цветочные орнаменты. Мастера Государственного фарфорового завода Рудольф Вильде и Зинаида Кобылецкая нередко вплетали в элементы советской геральдики и эмблематики цветочные гирлянды и букеты, выполненные с высочайшим исполнительским мастерством и вкусом. Изящны и лаконичны монохромные, дополненные легкой позолотой цветочные композиции на чашках и тарелках Сергея Чехонина, подчеркивающие хрупкость и изысканную красоту благородного материала. Оригинальны и неповторимы "райские" цветы художника-виртуоза живописи по фарфору Алексея Воробьевского. Фантастические и не похожие на земные, они отличаются ювелирностью письма и филигранной отделкой по позолоте. В отличие от сказочных цветов А. Воробьевского дулевские художники Павел Леонов, Николай Борисов, Николай Хренов создали свой незабываемый "сад", который отмечен необыкновенной красочностью и экспрессией. На благородном кобальтовом фоне расцвели броские розы, ромашки, астры, написанные художниками в натуралистической манере. Обладая широкой палитрой красок, авторы нашли смелые композиционные и цветовые решения, которые носят ярко выраженный национальный характер. На крупных формах так называемой "трактирной" посуды распустились яркие и эмоционально насыщенные букеты роз (сервизы "Букет", "Колхозный"). "Розаны" особенно были любимы русскими художниками-фарфористами. Сергей Медведев и Анна Лепорская – представители московской и петербургской керамических школ по-своему изображают цветочный декор из роз. Написанные широкими, размашистыми мазками, они дают возможность зрителю сравнить традиционно русскую роспись дулевского фарфора с изысканно строгими изделиями ЛФЗ. Созданные ими произведения продолжают традиции этих заводов и являются своеобразным эстетическим камертоном. Большим лиризмом отличается сервиз "Петергоф" Владимира Городецкого – мастера подглазурной росписи. Варьируя оттенки голубого и синего, он создал своеобразную цветочную сюиту в голубых тонах. Мазки кобальта с тонкими градациями синего цвета и золотисто-оранжевого люстра, ложась по всей поверхности, образуют легкий узор из фантастических цветов, листьев, птиц и придают сервизу особое очарование. Роспись парадного сервиза-ансамбля "Свет солнца" Нины Славиной отсылает к природе и краскам русской осени: в обилии сверкающей позолоты, как в лучах солнца, рассыпаются живописные охристые, прорисованные черным букеты. Торжественный по своему звучанию, ансамбль прославленного мастера стал знаковым произведением для Ленинградского фарфорового завода.