Выставка проходит в рамках общего проекта "Гравюрный кабинет усадьбы Кусково" и приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I.
Коллекция русской графики первой четверти XVIII в. в собрании Музея относительно невелика - 23 произведения, созданных основоположниками и наиболее яркими представителями гравировальной школы петровского времени Адрианом Шхонебеком, Питером Пикартом и Алексеем Зубовым.
Искусство гравюры пришло в Россию вместе с техникой книгопечатания еще в середине XVI столетия и существовало в строгом подчинении сюжетам и композиции текстов, в основном, религиозного содержания. Отголосок традиций книжной иллюстрации допетровского времени несут листы из книги "Ифика иерополитика, или философия нравоучительная", изданные в Санкт-Петербургской типографии в 1718 году.
Ко второй четверти XVII в. гравюра начала обосабливаться от книги, приобретая станковый вид. Однако главным толчком к формированию самобытного явления в русском искусстве, гравюры петровского времени, стали реформы, предпринятые юным самодержцем. В гравюре Петр видел возможности для утверждения идеи государственности, ценил мобильность и тиражность. Практические нужды государства привели к расширению жанровой палитры русской гравюры, а общеевропейское направление петровских реформ к сложению нового стиля.
Приглашенные Петром I голландские офортисты А. Шхонебек и П. Пикарт сумели приобщить русских учеников к культуре европейской гравюры. Одним из наиболее значимых мастеров русской школы своего времени стал А. Зубов, работавший в различных жанрах и оставивший большое художественное наследие.
Грандиозные по своему замыслу и масштабу гравюры "Вид Головинского дворца с прилегающими к нему частями города Москвы" (1705 г.) и "Российская столица Москва" (до 1715 г.) были выполнены А. Шхонебеком и П. Пикартом в жанре ведуты – парадного городского вида.
Характерный для петровского времени жанр баталий представлен двумя листами. "Осада крепости Нотебург" (А. Шхонебек, 1703 г.) тяготеет к документальной точности фиксации местности и расстановки противоборствующих сил. "Полтавская баталия" (А. Зубов, 1714 г.), напротив, совмещает в себе признаки двух жанров: пейзажа и парадного портрета на фоне батальной сцены, характерных для западной школы и только зарождающихся в России.
Батальную тему продолжает "Портрет князя А.Д. Меншикова на коне" (П. Пикарт, 1707 г.), где на заднем плане представлен вид осады Нарвы в августе 1704 года. Иначе трактованы парадные портреты Петра I (П. Пикарт, 1717 г.) и Екатерины I "в родословии". Создававшиеся как часть "хвалебной оды" эти произведения подчеркивали и увековечивали статус российских императоров.
Иллюстрации из книги "История о орденах или чинах воинских" (Московская типография, 1710 г.) представлены как образцы русского книгопечатания, развивавшегося в петровскую эпоху колоссальными темпами. Книга знакомила читателя с гербами, одеждой, орденами и кавалерскими девизами и входила в перечень книг о "дворянских науках".
Графическое искусство петровского времени выполняло и пропагандистскую функцию. Гравюра "Аллегория побед на море" (Неизвестный русский гравер, 1702 г.) – сохранившийся до нашего времени яркий пример использования гравировального искусства в целях широкого информирования общественности событиях, происходящих в государстве.
Петровская гравюра – неповторимое художественное явление, существовавшее сравнительно короткий период. Вскоре после смерти Петра I гравюры, обладавшие выраженными чертами национальной школы и проникнутые романтическим пафосом своего времени, стали выходить из моды. Но, тем не менее, творчество А. Шхонебека, П. Пикарта и А. Зубова определило новый путь развития русской гравюры, позволив ей занять достойное место на страницах истории европейского искусства.
Читать далее