Выставки
«Три волны» датского фарфора
«Три волны» датского фарфора
Аннотация
«Музей-усадьба «Кусково» представляет юбилейный выставочный проект, приуроченный к знаменательной дате - 245-летию основания Королевской копенгагенской фарфоровой мануфактуры. Впервые во всей полноте демонстрируется музейная коллекция художественного фарфора Дании второй половины XVIII–начала XX вв., а также изделия европейских мануфактур и Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, испытавших влияние «копенгагенского стиля». На выставке также представлены предметы из частной коллекции известного московского собирателя Ирины Рыбак. Начало формирования музейного собрания фарфора скандинавских мануфактур относится к 1920-м годам. Именно тогда в Музей фарфора, недавно созданный на основе коллекции Алексея Викуловича Морозова, из Оружейной палаты Московского Кремля были переданы 525 предметов датских керамистов из собрания вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. Позднее коллекция пополнялась предметами из крупных российских музеев, а также собственных приобретений Государственного музея керамики в 1960-1980-х гг. Однако образцы фарфора из собрания императорской семьи по-прежнему определяют «лицо» музейной коллекции, представляя творческие достижения художников этой страны. В сравнении со многими европейскими предприятиями датские мануфактуры начали выпускать фарфор достаточно поздно. Лишь в начале XVIII в. здесь появились небольшие керамические мастерские по изготовлению гончарных изделий и фаянса. И только в 1775 году был открыт рецепт твердого фарфора. Слава изобретателя принадлежит химику, аптекарю и арканисту Ф.Х. Мюллеру. Члены королевской семьи вошли в состав учредителей фарфоровой фабрики, а королева Дании Юлиана-Мария Брауншвейгская стала автором первой и главной марки предприятия. Изображение трех волн, выполненное синей кобальтовой краской, символизировало три важнейших для государства водных пути: проливы Зунд (Эресунн), Сторебельт и Лиллебельт. Этот знак словно стал олицетворением трех важнейших периодов в истории копенгагенской фарфоровой фабрики, между которыми случались годы забвения и упадка. «Первой волной» расцвета Королевской мануфактуры и настоящим открытием для мастеров фарфора и его почитателей стало создание в конце XVIII века знаменитого сервиза «Флора Даника», предметы которого украшены точным воспроизведением растений Датского королевства из многотомного ботанического атласа. «Вторая волна» пришлась на 1830-1880 годы и ознаменовалась выпуском уменьшенных бисквитных копий произведений известнейшего датского скульптора Бертеля Торвальдсена, которого соотечественники называли «датским Фидием». Однако настоящего триумфа в области фарфорового производства и мирового признания Королевской мануфактуре удалось добиться на рубеже веков - в период «третьей волны». Тогда созданный под руководством Арнольда Крога «копенгагенский стиль» - получил повсеместное распространение и стал образцом подражаний на многих фарфоровых предприятиях. Такому успеху способствовало главное открытие А. Крога – монохромная тональная живопись, благодаря которой изображения на фарфоровых произведениях приобретали особую глубину и блеск. Коллекция датского фарфора Музея керамики в Кускове – одна из наиболее многочисленных и разнообразных среди отечественных собраний. Это позволило достаточно полно отразить важнейшие периоды в истории фарфорового искусства Дании и продемонстрировать уникальные художественно-стилистические особенности произведений датских художников и скульпторов на протяжении нескольких столетий. Выставка располагается на двух этажах павильона. Верхний - посвящен становлению и высшим достижениям датских мануфактур. В экспозиции нижнего этажа представлены произведения европейских предприятий, выполненных под влиянием «копенгагенского стиля».