Вернуться
28 из 34
Просмотрено 28 из 34
Московский Кремль в керамике
Московский Кремль в керамике
Аннотация
Московский Кремль – одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений России – в XIX веке был частым сюжетом росписи отечественного фарфора. Виды ансамбля и его отдельных памятников украшали как дорогие заказные изделия, так и продукцию, рассчитанную на широкого покупателя. Один из популярнейших видов древней столицы чаще всего воспроизводился на фарфоре заводов Московской губернии, в частности, на изделиях знаменитого предприятия купца Алексея Попова. Высококачественная сувенирная продукция этого завода – подарочные чашки, бокалы, кружки с изображениями известных московских памятников – пользовалась большой популярностью. Спрос на фарфор с видами города возрос к 1847 году, когда Москва отмечала 700-летний юбилей. Замечательными образцами подобных изделий служат чашка с изображением Спасских ворот и бокал с видом Красной площади из собрания Кусково. К более редким изделиям с изображением Московского Кремля можно отнести вазу 1820-х годов, выполненную на петербургском заводе Батенина. Московская тематика в росписи батенинского фарфора встречается редко: ориентированный на столичный рынок, завод отдавал предпочтение архитектурным видам Петербурга. Тулово данной вазы украшает вид Московского Кремля со стороны Каменного моста и Москвы-реки. Роспись выполнена по гравюре С.Ф.Галактионова, первоисточником для которой стала картина известного мастера городского пейзажа, художника Федора Алексеева. Тема Московского Кремля остается традиционно востребованной в работах художников по фарфору и керамике ХХ века. К 800-летию столицы на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова художником Протопоповой Л.В. были созданы тарелки «Москва. Большой Кремлевский Дворец» и «Москва. Красная площадь», а чуть позже, в 1955 году, серия кружек с видами Москвы в технике печати с надглазурной росписью. В коллекции музея особого внимания заслуживает ваза «Москва» (1957 г.) художника Конаковского фаянсового завода Малышевой О.В. Роспись строится как круговая панорама чередующихся пейзажей знаковых мест Москвы. Из них главным смысловым звеном является вид на Кремль со стороны Москвы-реки. На Международной промышленной выставке в Брюсселе 1958 г. ваза «Москва» была удостоена Серебряной медали. К 850-летнему юбилею Москвы художник Казанков А.А создает в Конаково серию декоративных блюд – собирательный облик столицы, виды известных архитектурных памятников Москвы. Главное место среди них занимают блюда «Московский Кремль» и «Успенский собор». Роспись выполнена в традициях подносных блюд с памятными знаками в резервах – гербом Москвы, двуглавым орлом, образом Владимирской иконы Божьей Матери. Художники ХХ века не ограничиваются веками сложившейся трактовкой образа Кремля как центра страны и духовного оплота нации. В росписи блюда «Кремль зимой» художник Орлова Л.В. сохраняет масштаб, величие и значение Кремля, но одновременно вносит в его облик ощущение камерности и душевности.
«Три волны» датского фарфора
Шереметев Первый