Вернуться
27 из 30
Просмотрено 27 из 30
Хрупкое украшение. Современная интерпретация новогодних традиций
Хрупкое украшение. Современная интерпретация новогодних традиций
Аннотация
Новый год – самый ожидаемый праздник со многими обычаями и ритуалами. Это время собраться вместе, вспомнить семейные традиции, отдохнуть от суеты в компании самых близких людей. Выставка посвящена одному из непременных атрибутов Нового года – хрупкому украшению - игрушкам, сверкающим на ёлке. Традиция украшать новогоднюю ёлку пришла в Россию в конце 1830-х годов и была связана с именем супруги императора Николая I императрицы Александры Федоровны. Первые новогодние деревья украшали яблоками, орехами, «конфектами», пряниками и восковыми свечами. Позднее, во второй половине XIX века, в России заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, ёлочных игрушек, а также мишуры и дождика, сделанных из тонкой фольги. В послереволюционной России, традиция широкого празднования Нового года и Рождества была прервана и начала возрождаться только в середине 1930-х годов. Ёлки начали украшать игрушками, сделанными своими руками из ваты, папье-маше, картона и бумаги. Сверкающие на елках стеклянные шары с портретами вождей развешивались между фигурками пионеров и красноармейцев, пограничников и милиционеров. В послевоенные годы политическая окраска стала постепенно исчезать с ёлочных игрушек. Они становятся по-настоящему детскими. Среди них фонарики, сосульки и наборы стеклянных игрушек, выполненные по мотивам сказок. Сегодня, следуя современной моде, художники по фарфору предлагают новое прочтение традиции новогоднего украшения. Валентин Розанов одним из первых в России откликнулся на европейскую модную тенденцию украшать ёлку фарфоровыми игрушками. Они декорированы в бело-синей гамме и демонстрируют непреходящую моду на Гжель - один из наиболее узнаваемых символов России. В новогоднем ассортименте изделий мастерской художника – обитатели русского леса: медведи, белки, снегири и домашние животные. Особенно утонченно смотрятся на новогодней ёлке уникальные фарфоровые шары. Эти тонкостенные и при этом весьма крупные (около 15 см), технологически сложно выполнимые произведения, украшены самой разнообразной и затейливой росписью. Художники Фарфоровой мастерской Игоря Клименкова при Творческом союзе художников России, создавая новогодние образы, часто обращаются к теме воспоминаний о детстве, о времени 1960–1970-х годов. Фарфоровые конфеты – современная аллюзия на украшение новогоднего дерева не только игрушками, но и сладостями. Запечатленные на них "космические" образы – дань наследию хрущевской эпохи. В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе, и это событие тут же нашло отражение в ёлочных украшениях: в канун нового 1962-го года ёлки в домах советских людей украшались игрушками в виде ракет и космонавтов. На виртуальной выставке «Хрупкое украшение» также представлены произведения Е.Б. Васильевой и Ю.Б. Шабаевой, художниц мастерской Игоря Клименкова. Бисквитные, с деликатным золочением, похожие на воздушный зефир, фигуры представляют белоснежных собак и петушков, лошадок, эскимосов и даже самого французского императора Наполеона. Украшенная в лаконичной бело-голубой или бело-золотой гамме новогодняя ёлка приобретает новое современное звучание и может стать не только центром праздничного интерьера, но и поводом для создания новых семейных традиций.
«Три волны» датского фарфора
Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве